Вероника
Язькова

Теория и практика публичного выступления

 Автор - кандидат исторических наук В.Е. Язькова

(Публикуется с сокращениями, изменениями и дополнениями)

 

Целью курса является демонстрация эффективности использования классических риторических приемов в современной практике публичного выступления и создании речевого имиджа специалиста.

 

Задачи курса:

В задачи курса входит ознакомление студентов с эволюцией теории и практики ораторского искусства, определение его места в общественно-политической жизни Европы в исторической перспективе, изучение классических канонов риторики, основных приемов аргументации и практических инструментов воздействия на аудиторию. Данная программа ориентирована на практический результат, и, следовательно, основной задачей курса является обучение студентов правилам применения теоретических знаний в практике собственного публичного выступления. Особое внимание отводится поэтому выработке моделей поведения на научных конференциях, в теле- и радиоэфире, а также стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

В основу курса положен проблемно-хронологический принцип. Основные формы отчетности в ходе занятий: коллоквиумы, экзамены, составление речей по канонам крупнейших теоретиков и практиков ораторского искусства и их исполнение, письменные проверочные работы по индивидуальным заданиям, учебно-ролевые игры, промежуточные формы аттестации (доклады и рефераты).

Формы организации учебного процесса – лекционно-семинарская. В ходе практических занятий предусмотрены: ознакомление студентов с различными формами исполнительского мастерства, разработка самостоятельных творческих проектов. 

Структура курса:

Программа рассчитана на 4 семестра (с интенсивностью 4 академических часа в неделю). В течение первых трех семестров студенты ознакомятся с эволюцией теории и практики ораторского искусства. Четвертый семестр посвящен изучению: основных направлений современной политической риторики, стратегии и тактики публичного выступления, роли СМИ в системе массовых коммуникаций.

В результате освоения курса студенты должны получить общее представление об истории ораторского искусства, теории и практических методах риторики, овладеть в определённом настоящей программой объёме конкретными риторическими приёмами с целью использования их в будущей профессиональной деятельности. 


3 курс 2 семестр:

Эволюция теории и практика ораторского искусства (часть 1. Риторический канон)

I раздел курса предполагает: ознакомление с классическим риторическим каноном на примере сочинений античных теоретиков и практиков ораторского искусства; риторическое прочтение основных законов логического мышления и примеров их нарушения. В рамках творческих заданий - создание собственных речей по канонам античных риторов.

* * *

Введение в предмет:

Цель и задачи курса. Виды публичных выступлений и жанры исполнительского искусства. Факторы, оказывающие влияние на характер устного выступления. Риторика как искусство и теория красноречия.   

Тема 1. Риторическое «древо»: корень. Логические законы мышления и софистика:

Три золотых правила риторики. Риторика и софистика. Принцип состязательности. “Старшие софисты”. Протагор из Абдер. Горгий и горгианские фигуры. Антитеза. «Чарование духа» и «обман мысли».

Тема 2. «Цветы красноречия»:

Школа красноречия Исократа. Благозвучие. Новизна. Тропы и фигуры риторики.

Тема 3. Диалог как способ совместного поиска истины:

«Жонглирование словами». Критика софистов Сократом. «Заговори, чтоб я тебя увидел». Сократовский диалог. Ирония. Индуктивный способ рассуждения.

Тема 4. Риторический канон - Инвенция: мысль, понятие, суждение:

Платоновская «Академия». «Сила речи заключается в воздействии на душу». Советы Платона о красноречии. Эволюция диалога. Мифы и притчи как способ доказательства в философском споре.

Тема 5. Риторический канон - Диспозиция: классическая риторическая композиция судебной речи:

Вступление, рассказ, разделение, доказательство, опровержение, отступление, заключение. Логика изложения фактов. Софистика и судебное красноречие. Лисий – адвокат-художник. Теория правдоподобия. Искусство этопеи. Критика софистов в трактате Аристотеля “О софистических опровержениях”. Классификация уловок: основанные на неправильном словоупотреблении и на неправильном рассуждении.

Тема 6. Умозаключение и доказательство:

Трактат Аристотеля “Риторика” как компендиум греческой риторики V - IV вв. до н.э. Совещательные, эпидейктические речи, судебные речи. Художественное совершенство речи и её содержательная наполненность. «Риторика – искусство убеждать». Система риторических доказательств Аристотеля. Виды силлогизмов. Энтимема. Средства убеждения: логические, нравственные, эмоциональные. Риторические приемы.

Тема 7. Учение о страстях:

Политическое красноречие: От Демосфена к Цицерону. Любовь и Ненависть – первопричины всех страстей. Патетика и патриотизм. Ораторское искусство эпохи эллинизма. Азианство. Тропы и фигуры риторики. Риторический вопрос.

Тема 8. Риторический канон – Элокуция. Формула Цицерона.: 

Римское доцицероново красноречие. Цицерон о канонах классического красноречия. Учение о стилях. Советы начинающим ораторам. «Речи против Луция Сергия Катилины» - шедевр ораторского искусства. Тропы и фигуры риторики. Инвектива. Персонификация. Градация.

Риторическая практика:

Освоение риторических приемов на практике. Составление совещательных, судебных и эпидейктических речей по канонам античных теоретиков ораторского искусства.      

Источники:

Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978., сс. 71-125.

Горгий. Похвала Елене. // www.kogni.narod.ru/

Демосфен. Речи. М.,1996, т.III.

Лисий. Речи. М.,1994

Платон. Диалоги «Федр», «Пир», «Горгий», «Софист». Любое издание.

Цицерон Марк Туллий. Речи против Катилины (любое издание), www.infoliolib.info/

Оратор. // Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994, сс. 331-384

Литература:

Асмус В.Ф. Логика. М., 1947.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. // Античная поэтика. М., 1991.

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики . Исократ. М., 1994.

Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 2002

Маковельский А. Софисты. Вып. 1,2. Баку, 1940-1941;


4 курс 1 семестр:

Эволюция теории и практика ораторского искусства (часть 2. Композиция)

Во II разделе курса рассматривается эволюция теоретических знаний о правилах композиции публичной речи и их практическое применение в духовно-нравственном, академическом и политическом красноречии. Специальный раздел посвящен учению М.В.Ломоносова о хрии как классическом образце речи-рассуждения.

* * *

Тема 1. Аттицизм:

Риторика и ораторское искусство Рима. Красноречие Цезаря. Квинтилиан. «Песок без извести» Сенеки. Диатриба – проповедь-спор. Оформление классического риторического канона из 5 разделов (нахождение, расположение, украшение, запоминание и произнесение).  

Тема 2. Риторика в Библии. Металогия:

Конфликт «второй софистики» и раннехристианской риторики. Слово – священное и творческое начало: “В начале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Логии Иисуса. Евангельская проповедь. Макаризмы. Библейские притчи. Проповедь христианской морали в посланиях Апостола Павла. Риторический пафос. Тропы и фигуры риторики.

Тема 3. Риторическая композиция проповеди. Доводы к пафосу и этосу в духовно-нравственном красноречии:

Гомилетика – «антириторика». Неприятие античной риторической практики. Собеседовательность, общепонятность, бесхудожественность. Любовь к собеседнику. Экзегетическая, назидательная, богословская проповедь в патристике. Христианская риторика (на примере «Монологов» Блаженного Августина.) Вклад схоластики в разработку системы риторических фигур. Аргументы к «авторитетам». Молитвы и проповеди Фомы Аквинского. Роль риторики в средневековом университетском образовании. Публичные диспуты. Возвращение ораторского искусства «на площадь». Религиозно-моральный пафос Джироламо Савонаролы. Тропы и фигуры риторики.

Тема 4. Классическая риторическая композиция академической речи (на примере сочинений некоторых итальянских гуманистов XV в.):

Риторика эпохи Возрождения и её влияние на становление языкового сознания нации. Слово – носитель исторического и культурного опыта человечества. Античный риторический идеал в трудах итальянских гуманистов. Лоренцо Валла. Кристофоро Ландино. Марсилио Фичино. Анджело Полициано. Джованни Пико делла Мирандола. Эрмолао Барбаро. Структура речи: обращение, именование темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. Правила введения.

Тема 5. Риторическая композиция политического трактата (на примере сочинений  Н.Макиавелли):

Особенности гуманистической риторики. Теория выдвижения и его модели. Стратегия медленного «наращивания» информации. Шоковая стратегия. Стратегия «маневра».

Тема 6. Хрия - классический образец речи-рассуждения:

Совещательный характер риторики эпохи Просвещения. Элементы научного знания. Соблюдение норм разграничения стилей в употреблении тропов и фигур. Учение М.В.Ломоносова о хрии. Восьмичастная строгая (классическая) хрия. Нестрогая (свободная) хрия. Расположение материла в трактах эпохи Просвещения.

Риторическая практика:

Освоение риторических приемов на практике. Составление академических речей и политических трактатов в соответствии с классическими правилами расположения материала.

Источники:

Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. XXVIII. О смертной казни. XXXII. О самоубийстве. Любое издание.

Библия. Екклесиаст 1-2; Евангелие от Матфея, 5-7; 22-23; Евангелия от Луки, 8, 11:33-36, 14-18. Послания Апостола Павла: I Посл. Коринфянам, 11, 13.

Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Любое издание.

Иоанн Златоуст. Гомилии на Евтропия-евнуха, патрикия и консула. // Памятники византийской литературы IV-IX вв. М., 1970.

Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Часть III «О расположении». // Ломоносов М. Избранная проза. М., 1986. Сс. 390-410.

Макиавелли Н. Государь. Глава. XXVI. Любое издание.

Савонарола Дж. «На Тебя, Господи, уповаю», «Первая проповедь об Исходе», «Шестая проповедь об Исходе». Любое издание.

Cвятитель Августин епископ Гиппонский. Монологи. Книга I. Любое издание.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Любое издание.

Литература:

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Гл. 2. Риторика и творческая воля. М., 1989,  сс. 59-103.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство: Пособие к спецкурсу. М., 1980.

Курбатов Г.Л. Риторика. // Культура Византии. Т. I.

Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Антология русской риторики. М., 1995


 

4 курс 2 семестр:

Эволюция теория и практика ораторского искусства (часть 3. Аргументация.)

В задачи III раздела курса входит: ознакомление студентов с теорией и  классическими моделями аргументации, корректными и некорректными способами доказательств в диалоге, в академической и парламентской речах, в политических воззваниях, в ходе выступления в эфире; изучение системы аргументации оппонента и самостоятельная выработка конкретных риторических приемов для её развенчания.  

* * *

Тема 1. Теория аргументации и её практическое применение (тексты примеров – по выбору преподавателя)

Идея воспитания в риторике. Военное красноречие. Формулировка целей и задач. Анализ имеющихся в наличии фактов. Установка логической связи между исходными данными и сделанными на их основании выводами. Фазы и стадии аргументации. Виды доказательств.

Тема 2. Аргументация в диалоге (на примере сочинений Дж.Леопарди)

Дедуктивный и индуктивный методы ведения диалога. Аналогия. Классификация вопросов и ответов. Типы реплик. Структура диалога. Определение предмета, разъяснение позиций, уточнения, аргументы и контраргументы, разногласия, выводы и подведение итогов. Возможные тактики ведения диалога. Ошибки в демонстрации или в способе доказательства. Игровая модель диалога.

Тема 3. Аргументация в парламентском и судебном красноречии (тексты примеров – по выбору преподавателя):

Риторика либерализма. Позиция «золотой середины». Доводы к этосу в политическом красноречии. Аргументы ad auditoriam. Аргумент к чувству собственного достоинства аудитории. Аргументы аd hominem (к личности ритора и оппонента): компетентность, добродетель, известность. Аргументы к авторитетам. Русское судебное красноречие.

Тема 4. Аргументация фашистской риторики (тексты примеров – по выбору преподавателя):

Специфика риторики тоталитарных режимов. Средства массовой информации на службе режима. Эволюция фашистской риторики. Доводы к пафосу в политическом красноречии. Полемические и психологические уловки. Аргументы ad ignorantiam. Инсинуация, переход на лица, навешивание ярлыков. Довод к “городовому”. Отождествление аргумента и вывода. «Двойная бухгалтерия». Аргумент к страху: «палочные доводы». Шантаж, угроза применения силы. Логическая диверсия. Обструкция.

Тема 5. Приемы развенчания системы аргументации противника (тексты примеров – по выбору преподавателя) 

Определение задачи. Анализ системы аргументации противника. Поиск и демонстрация ложных аргументов, противоречий, грубых нарушений логики, ошибок в доказательстве, некорректных риторических приемов. 

Риторическая практика

Освоение риторических приемов на практике. Составление академических речей и политических воззваний в соответствии с теорией аргументации.

Источники:

Александров П.А. Дело В.Засулич. // Александров Д.Н. Риторика или русское красноречие. М., 2003, сс. 169-188.

Леопарди Дж. Моральные сочинения. Любое издание;

Наполеон Бонапарт. Императорские максимы. М.,2003

Обыкновенный фашизм. Киностудия «Мосфильм», 1965.

Литература:

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. 

Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989

Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия. М., 1993

Брутян Г.А. Новая волна интереса к философской аргументации // Философия и культура. М., 1987

Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М., 2001.


5 курс 1 семестр:

Практическая риторика

IV раздел курса состоит из двух частей: 1) изучения основ исполнительского искусства и 2) разработки стратегии и тактики публичного выступления. Основные задачи: овладение студентами приемами исполнительского мастерства в соответствии с законами логики речи; приобретение навыков реферирования; выработка моделей поведения в условиях публичного дискурса и в конфликтных ситуациях.

* * *

РАЗДЕЛ I. Основы исполнительского искусства:

Тема 1. Законы логики речи

Новое, единое и знакомое понятие. «Скелетирование» фразы. Исполнительские приемы выделения нового понятия. Задачи информационного жанра. Информативность, краткость и объективность. Логическая пауза и логическое ударение. Акцент новизны. Главное и второстепенное. Практическое применение правил логического анализа текста на материалах информационного жанра.

Тема 2 Развитие темы в тексте:

Структура и композиционное решение информационной заметки. Реферирование новостей.

Тема 3 Закон противопоставления:

Выявление скрытого противопоставления. Основные принципы составления информационного выпуска. Политическая важность. Тематическое единство. География информации. Контрастное противопоставление.

Тема 4 Смысловое единство:

Выделение логическим ударением однородных членов предложения. Типы информационных выпусков. Специальные и экстренные выпуски. Политическое заявление.

Тема 5 Язык и стиль информации:

Общие и тематические информационные выпуски. Самостоятельная работа над композицией информационного блока. Смена ритма.

Тема 6 Эффект «присутствия»:

Инверсия. Информационный жанр: репортаж, корреспонденция. Актуальность. Оперативность. Информативность. Краткость.

Тема 7 Создание речевого образа:

Цитирование. Прямая речь. Аналитический жанр: интервью.

Тема 8 Подтекст:

Общее стилистическое решение материала. Реферирование материалов периодической печати.

Тема 9 Подчинение единой задаче:

Аналитический жанр: обзор печати. Соединение импровизации и чтения.

Тема 10 «Видение» в разговорной речи:

Документально-художественный жанр: очерк, зарисовка, рассказ, фельетон в эфире. Выразительность разговорной речи. «Видение». Элементы художественного чтения. Актёрское мастерство оратора.

РАЗДЕЛ II. Стратегии и тактики публичного выступления:

Тема 1. Речевой имидж: 

Речевой имидж как составная часть имиджа человека. Формирование речевого имиджа ученого, политика, журналиста. Корпоративный речевой имидж СМИ и политических партий. Нападение и защита в публичных выступлениях. СМИ как законодатель норм современной речевой культуры и политической риторики. Вневизуальность радио и создание «мысленного» образа. Эффект присутствия. Функции СМИ: информационная, коммуникативная, идеологическая, культурно-образовательная, развлекательная, рекламная, и функция «четвертой власти». Приемы манипулирования. Инструменты воздействия на подсознание. Дезинформация. Внушение. Мифотворчество. Создание «образа врага». Формирование стереотипов. Имидж. Отвлечение.

Тема 2 Беседа:

Основные правила ведения беседы. Цели собеседников и модели поведения сторон. Корректное и некорректное ведение диалога. Инструменты воздействия на собеседника. Искусство слушать. Заинтересованность. Речевой этикет.

Тема 3 Практика публичного выступления

Задачи выступления: передача и обмен информацией, переговоры для достижения компромисса, укрепление связей, разрешение конфликта. Виды выступлений: доклад, сообщение, рецензия, участие в обсуждении. Процедура защиты научной работы. Основные модели поведения выступающего. Ролевые позиции. Спор «по правилам» и «без правил». Шутка и каламбур. Диспут. Дискуссия. Дебаты. Речевая агрессия и способы её нейтрализации.

Литература:

Андроников И. Слово написанное и сказанное. // Я хочу рассказать вам. М., 1965.

Барманкулов М. К. Познать современника: Очерк в газете, на телевиде­нии, радио, в документальном кино. Алма-Ата, 1985.

Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и PR. Ч. 1. СПб.,1995.

Всеволодов В.В. Логика речи: Учебное пособие для дикторов и ведущих. М.,1998

Зарва М. В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач. М., 1977.

Маккой К. Вещание без помех. Пер. с англ. М., 2000.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Подготовка телерадиорепортера. (Из французского опыта). Реферативное изложение книги Пьера Ганца и Жан-Пьера Шампа «Репортаж на радио и телевидении». М., 2000.

Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов) / Пер. с нем. М.   1991

Руководство для создателей передач Би-Би-Си. М., 1997.

Савкова З.В. Монолог на сцене. Спб, 2009.

Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997.

Смирнов В. В. Аналитическая журналистика: Жанры радиовещания в кон­тексте массовых коммуникаций. Теория и практика. Ростов-на-Дону, 1999.

Фихтелиус Э. Десять заповедей журналиста  / Пер. со шведского. М., 1999.

Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., 2002.


Вопросы и задания на экзамене (примеры):

Эволюция теории и практика ораторского искусства (часть 1. Риторический канон)

1. Вопросы:

  • Логические законы мышления и софистика.
  • Искусство этопеи.
  • Мифы и притчи в диалогах Платона.
  • Силлогизм и энтимема.
  • Формула Цицерона.

        

2. Задание: укажите тропы и фигуры риторики, использованные автором в следующем фрагменте:

Вариант 1

(6) Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила? Была она или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена? – Если примем мы первое, то не может быть виновна обвиняемая: божьему промыслу людские помыслы не помеха – от природы не слабое сильному препона, а сильное слабому власть и вождь: сильный ведет, а слабый следом идет. Бог сильнее человека и мощью и мудростью, как и всем остальным: если богу или случаю мы вину должны приписать, то Елену свободной от бесчестья должны признавать. (7) Если же она силой похищена, беззаконно осилена, неправедно обижена, то ясно, что виновен похитчик и обидчик, а похищенная и обиженная невиновна в своем несчастии. Какой варвар так по-варварски поступил, тот за то пусть и наказан будет словом, правом и делом: слово ему – обвинение, право – бесчестие, дело – отмщение. А Елена, насилию подвергшись, родины лишившись, сирою оставшись, разве не заслуживает более сожаления, нежели поношения? Он свершил, она претерпела недостойное; право же, она достойна жалости, а он - ненависти. (8) Если же это речь ее убедила и душу ее обманом захватила, то и здесь нетрудно ее защитить и от этой вины обелить. Ибо слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость. (9) А что это так, я докажу – ибо слушателю доказывать надобно всеми доказательствами.

(Горгий «Похвальное слово Елене»)

Вариант 2

…На нашей стороне сражается чувство чести, на той — наглость; здесь — стыдливость, там — разврат; здесь — верность, там — обман; здесь — доблесть, там — преступление; здесь — непоколебимость, там — неистовство; здесь — честное имя, там — позор; здесь — сдержанность, там — распущенность; словом, справедливость, умеренность, храбрость, благоразумие, все доблести борются с несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность — с подлостью, разум — с безумием, наконец, добрые надежды — с полной безнадежностью. Неужели при таком столкновении, вернее, в такой битве сами бессмертные боги не даруют этим прославленным доблестям победы над столькими и столь тяжкими пороками?

(Цицерон М.Т. «Вторая речь против Катилины»)

Вариант 3

Разве я с начала революции не держался ваших убеждений? Разве меня не видели в борьбе с внутренним врагом? Разве я не был солдатом, дерущимся с чужеземцами? Я пожертвовал пребыванием моим в департаменте, покинул моё добро и владения, всё потерял ради республики. И меня вышвырнуть вместе с врагами отечества? Патриоты безрассудно лишатся генерала, который был не бесполезен республике?.. Послушайте, снимите с меня бремя, возвратите мне уважение патриотов; и я готов через час охотно отдать мою жизнь, если её потребуют злые люди. Я так мало ценю её и довольно часто пренебрегал ею. Только мысль, что я могу ещё раз быть полезным отечеству, внушает мне мужество нести её бремя.

(Наполеон Бонапарт. Письма из заключения. Август 1794 г.)

 

3. Разбор подготовленной самостоятельно в домашних условиях эпидейктической, совещательной или судебной речи, написанной по канонам античных теоретиков ораторского искусства. Тема речи свободная.